Версия для слабовидящих

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4

Сведения об образовательной организации

Разработка модели интеграции общего и дополнительного образования для обеспечения планируемых метапредметных результатов образования обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС

Разработка модели интеграции общего и дополнительного образования для обеспечения планируемых метапредметных результатов образования обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС

 

Интеграция в школе общего и дополнительного образования может идти как по содержанию, так и по организационным формам.

Содержательная интеграция  связывается с усилением связей программ общего образования и программ дополнительного образования по видам деятельности, созданием комплексных проектов, выращиванием на этой основе синтетических программ.

Интеграция основных и дополнительных общеобразовательных программ как тенденция развития современной системы образования нашла отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (п.19.4), предусматривающем, в частности, включение внеурочной деятельности в основную образовательную программу, и требующем включения состава и структуры направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения) в  учебный план.

Согласно ФГОС внеурочная деятельность организуется
по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные  практики и т. д.

Организационная интеграция, связывается с построением кооперации и отработкой механизмов взаимодействия школы и учреждения дополнительного образования.

Остановимся на основаниях разработки нашей модели интеграции общего и дополнительного образования, которая создавалась для повышения потенциала и объединения усилий разных специалистов обеих организаций, расширения пространства развития творческой, познавательной, социальной активности обучающихся, в том числе с ОВЗ, формирования у них всех видов образовательных результатов, в частности метапредметных, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Метапредметные результаты освоения АОП НОО детей с ОВЗ должны отражать:

способность принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;

умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

умение понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности;

и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

использование речевых средств и средств информационных
и коммуникационных технологий для решения коммуникативных
и познавательных задач;

владение навыками смыслового чтения доступных по содержанию
и объему художественных текстов и научно-популярных статей
в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

владение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации по видо-родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне и пр.;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь

свою;

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

способность к участию в совместной деятельности (определение общей

цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих);

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

владение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования (согласно приказу Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577) должны отражать:

для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей
и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника
и организующей помощи тьютора;

формирование умения оценивать результат своей деятельности
в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;

формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;

развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;

формирование умения активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;

развитие способности самостоятельно действовать в соответствии
с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.

В МБОУ СОШ № 4 г. Дивногорска на средней ступени обучается  4  ребенка с ОВЗ из 9, однако на 1 сентября 2016 года отмечены наиболее актуальные особые потребности детей (прибыл еще один ребенок ОВЗ): РАС (5 кл.), сахарный диабет (5 б), почечная недостаточность (6 б), ДЦП (7 б), сердечно-сосудистая система (8 б).

Модель интеграции, разработанная на базе, которую условно мы можем назвать «Школа – социокультурное пространство», представляет собой взаимодействие четырех образовательных пространств деятельности обучающихся, включая детей с ОВЗ, предполагает интеграцию учебного, внеучебного, дополнительного внутришкольного образования детей и дополнительного образования в системе сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей города Дивногорска.

Наша модель представляет организационное и содержательное единство основных структур школы и дополнительного образования как внутри школы, так и на уровне сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования и другими социальными институтами сферы организации свободного времени детей. Развитие процесса интеграции общего и дополнительного образования на межведомственной основе потребовало осмысления социально-педагогических возможностей школы и учреждений дополнительного образования детей в процессе интеграции общего и дополнительного образования, других социальных институтов, осуществляющих социальное воспитание детей в социальном пространстве города Дивногорска.

Обратимся к рассмотрению структурных компонентов модели:

1.Ценностно-целевой компонент модели.

Цель создания данной моделиобустройство образовательной деятельности на базе школы и сотрудничающих с ней учреждений дополнительного образования с целью расширения и обогащения образовательного пространства, обеспечивающего достижение планируемых метапредметных результатов образования обучающихся, в том числе с ОВЗ в соответствии с ФГОС.

Интеграция общего и дополнительного образования в организации внеурочной деятельности позволяет:

-обеспечить самостоятельный свободный выбор обучающимися видов и сфер деятельности;

-создать условия для расширения разновозрастного взаимодействия детей, большей ориентации  на их интересы, потребности, способности;

-расширить возможности для самоопределения и самореализации обучающихся.

В связи с чем больше открывается возможностей для достижения следующих  

метапредметных результатов:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;

- формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации
на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса.

Действия в направлении интеграции общего и дополнительного образования в нашей модели связаны с реализацией текущих задач деятельности ОУ и УДОД и построением дальнейшей перспективы повышения качества образовательных услуг и решением следующих задач:

  1. 1.Создание единой информационной системы работы по воспитательным и культурным мероприятиям, что предполагает систематический сбор, квалифицированное анонсирование планируемых культурных мероприятий социума, города для всех социальных институтов сферы, органичное включение их в социально-образовательную деятельность.
  2. 2.Разработка совместных проектов и программ, направленных
    на совершенствование развития детей, в том числе с ОВЗ, и становление
    у них образовательных результатов.
  3. 3.Формирование системы работы с одаренными детьми с помощью профессиональных работников культуры, творческий объединений.

Решение названных задач в последующем потребует развития программно-методического и технологического обеспечения совместной образовательной деятельности УДОД и ОУ.

С учетом требований ФГОС школа строит взаимодействие с УДОД
на основе интеграции следующих процессов:

- организационном и содержательном единстве (по направлениям развития личности ребенка, по целеполаганию программ, по содержательному единству основных структур школы);

- ориентация на единый результат (метапредметные и личностные результаты, способность успешно осуществлять учебную, творческую, социальную деятельность);

- слаженном механизме деятельности (цикличность движения ребенка через сферы деятельности: учебную, культурную, социальную).

Такая модель взаимодействия всех структур образовательной деятельности определяет целостность устройства модели в целом, а именно взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности, системы дополнительного образования, их направленность на единый результат.

Например, общегородской План мероприятий на учебный год разрабатывается с учетом всех субъектов, осуществляющих учебную
и внеурочную  деятельность (образовательные учреждения города – школы № 1, № 2, № 4, № 5, № 7, № 9, МАОУ гимназия № 10, КГБОУ «Дивногорская общеобразовательная школа», учреждения дополнительного образования – МБОУ ДО «Дом детского творчества»,  МБОУ ДО «Детская эколого-биологическая станция»), культурную деятельность (библиотеки города Дивногорска, МБУК ГДК «Энергетик», МБУК «Дивногорский художественный музей»), социальную деятельность (МАУ молодежный центр «Дивный»), спортивную деятельность (МБОУ ДО «Дом детского творчества», МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа», плавательный бассейн «Дельфин»), позволяющий простроить личную траекторию включенности каждого ребенка в образовательный процесс,
в том числе и ребенка с ОВЗ.

2. Содержательный компонент модели.

При разработке модели рабочими группами, за которыми закреплены определенные образовательные области, проведена ревизия программ, спроектированы необходимые изменения в содержании программ, технологиях, условиях и способах контроля и оценки результатов. Для каждого из изменений определяется, каким образом оно будет осуществляться: разработано в рамках школы или с привлечением ресурсов социального пространства, сетевого взаимодействия с УДОД  города Дивногорска.

 

Рис. 1 Модель «Школа как социокультурное пространство

1-учебная деятельность: технологии и формы обучения по ФГОС.

2-классная внеурочная деятельность: беседы, круглые столы, диспуты, экскурсии, викторины, классные часы, акции, расширяющие учебную деятельность, формирующие УУД;

3-общешкольная внеурочная деятельность, дополнительное образование ОУ: кружки, секции, студии, клубы, праздники, мероприятия, акции, конференции, соревнования и др., дополняющие, расширяющие учебную, внеурочную классную деятельность, формирующие метапредметные результаты, опыт самостоятельной деятельности;

4- дополнительное образование в системе сетевого взаимодействия ОУ с УДОД: кружки, секции, студии, клубы, праздники, мероприятия, акции, конференции, соревнования, дополняющие, расширяющие учебную, внеурочную классную деятельность, формирующие метапредметные результаты, опыт самостоятельной деятельности через организационное и содержательное единство сфер ОУ и УДОД.

Согласно модели, все виды деятельности (урочная, внеурочная), общешкольная и внешкольная должны быть ориентированы на один результат и связаны с движением ребенка через сферы: учебную, культурную, социальную. Интеграция происходит через обучение, развитие, воспитание ребенка в различных сферах деятельности за счет единого целеполагания и направления образовательных программ на школьном и внешкольном уровнях.

В основе интеграции  образовательная ситуация, где у ребенка формируется определенная учебная компетентность. Педагог в учебной или внеучебной, внеурочной деятельности предлагает различные способы, методы и формы получения знаний, помогает ребенку с ОВЗ адекватно оценивая свои возможности, самоопределиться со средствами обучения, наиболее интересными понятными, эффективными для ребенка. Проанализировав первый полученный результат, самоопределившись в выборе способов, средств, форм обучения, ребенок, в т.ч. с ОВЗ, может сформулировать (построить) цель своей деятельности, направленный на заданный результат – развитие какой-либо учебной компетенции. Полученный результат ребенок закрепляет, анализирует и улучшает при дополнительных внеурочных занятиях в кружках, секциях, студиях, клубах ОУ и УДОД. Представление результата может быть как на классном, так и на школьном, муниципальном уровнях и во всех сферах образовательной деятельности. Представление продукта на более высоком уровне способствует развитию деятельности ребенка, его самоопределению, формированию и развитию компетенции.

Для получения результата используются следующие виды деятельности ребенка:

-репродуктивная;

-поисковая;

-исследовательская;

-творческая.

3.Организационно-управленческий компонент.

Главной целью внеурочной деятельности нашей школы является: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни
в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для всестороннего развития
и социализации каждого обучающегося с ОВЗ, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.

Задачи внеурочной деятельности:

- Коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с ОВЗ с учетом их возрастных
и индивидуальных особенностей;

- Развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;

- Развитие возможных избирательных способностей и интересов обучающегося в разных видах деятельности;

- Формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя;

- Расширение представлений обучающегося о мире и о себе, его социального опыта;

- Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

- Формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

- Формирование умений, навыков социального общения людей;

- Расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи
и образовательной организации;

- Развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами,

сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

Все обучающиеся с ОВЗ включены во внеурочную деятельность школы. Занятия проводятся в форме кружков, секций, школьных научных обществ, олимпиад, конференций, круглых столов, диспутов, соревнований, экскурсий, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов,

и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть
у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

- приобретение учащимися с ограниченными возможностями здоровья социального опыта;

- приобретение школьниками с ограниченными возможностями здоровья опыта самостоятельного общественного действия.

На базе школы работают следующие объединения дополнительного образования, в которых имеют возможность заниматься обучающиеся с ОВЗ:

- Программа «Спортивный мир»: общефизическая подготовка;

- Программа «Спортивный мир»: модуль теннис;

- Программа «Туризм»;

- Программа «Белая ладья»;

- Программа «Очумелые ручки», модуль «Прикладное творчество»;

- Программа «Виртуальная реальность», модуль «Информационная деятельность человека»;

- Вокально-хоровая студия «Камертон», программа «Поём вместе»;

- Программа «Школьный праздник: от А до Я». Модули: «Школьные ведущие», «Создаем сценарий», «Работа со звуком».

         На базе образовательного учреждения педагоги дополнительного образования города проводят занятия: педагог МБОУ ДО «Дом детского творчества» ведет занятия по работе с бисером,  педагог МБОУ ДО «Детская эколого-биологическая станция» - занятия экологической направленности.

Трое обучающихся с ОВЗ посещают занятия в учреждениях дополнительного образования города (МБОУ ДО «Дом детского творчества» – танцевальный ансамбль «Огонёк», МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» – секция «Горные лыжи», секция «Баскетбол», плавательный бассейн «Дельфин» – занятия по плаванию).

Работа всех школьных кружков и секций, кружков дополнительного образования направлена на реализацию цели – достижения максимально возможных положительных результатов в социально-бытовой адаптации детей.

 

4.Аналитико-рефлексивный компонент.

Анализ процессов интеграции основывается на механизмах мониторинга результатов интеграции внутри учреждений: ОУ и УДОД и потребовал разработки системы диагностики ее эффективности. Проведение мониторинга основывается на компонентах мониторинга, разработанных и согласованных совместно с взаимодействующими учреждениями.

Один из главных компонентов системы мониторинга – программы внеурочной деятельности. Цель этой диагностики – оценка эффективности тех видов внеурочной деятельности, в которые вовлечен обучающийся, в т.ч.  с ОВЗ.

Предмет диагностики:

- рост социальной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- рост мотивации к активной познавательной деятельности;

- уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;

- качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и

нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);

- удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.

Объекты контроля и анализа:

1. Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;

2. Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;

3. Анкетирование школьников с ограниченными возможностями здоровья и

родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;

4. Анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля.

5. Вовлеченность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во внеурочную образовательную деятельность, как на базе школы, так и вне ОУ;

6. Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных

отношений;

7. Результативность участия субъектов образования в целевых программах и

проектах различного уровня.

ранжирования алгоритмсостоитпо продвижение звонкамтемаpersonal finance budget appсайт работа в харьковесоздание сайта на wordpressкак готовить наггетсы на сковороде